Окружающий мир - УЧЕНИК — СОАВТОР УЧЕБНИКА

Окружающий мир

Среда, 07.12.2016, 23:12

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | УЧЕНИК — СОАВТОР УЧЕБНИКА | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

УЧЕНИК — СОАВТОР УЧЕБНИКА

Такого мнения придерживается доцент Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова Ольга Тихоновна Поглазова. Об этом она говорила и на информационно-методическом семинаре по вопросам обучения школьников по УМК «Гармония», который проходит в информационно-методическом отделе ОблЦИТ с участием авторов учебников, выпущенных издательством «Ассоциация 21 век». Она, как один из авторов таких учебников, поделилась с новосибирскими учителями богатым опытом преподавательской и методической работы, раскрыла концептуальные положения построения интегрированного курса «Окружающий мир», объединяющего знания о природе, человеке, обществе и истории России.


Полный текст статьи можно прочитать тут


Учебники О. Т. Поглазовой и В. Д. Шилина «Окружающий мир» для 3 и 4 классов являются победителями конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. На семинаре Ольга Тихоновна познакомила слушателей со структурой учебников и учебников-тетрадей, с методикой преподавания курса, с различными источниками получения знаний об окружающем мире:

— В мае 1998 года был введён стандарт по нашей образовательной области под названием «Окружающий мир», чему я несказанно обрадовалась, т.к. не нужно было переделывать название своих книг. Состоял стандарт из двух частей: естественнонаучной и общественно-исторической. Тогда же было заявлено, что 1-2 класс — интегрированный курс, объединяющий первую и вторую части, а в 3-4 класса всё поделено на уроки: отдельно «естествознание» (бывший «природоведение»), отдельно «история Отечества». И под эту концепцию были созданы учебники. Но в мае 1999 года на всероссийской конференции было объявлено, что вообще-то развитие нашей области образования идёт по направлению интеграции естествознания и исторического знания в единый курс, который будет называться «Окружающий мир». И сразу был объявлен конкурс на создание новых учебников. Историческое знание нашего Отечества специфично. Как его подключить к естественнонаучному знанию? Это была наша задача. В апреле 2004 года был утверждён новый стандарт, который вступит в силу в 2006 году. До этого времени мы будем работать по стандарту 1998 года. В феврале 2002 года в письме Министерства образования РФ было сказано: не преподавать историю, как отдельный предмет. Таким образом, мы идём к единому интегрированному курсу «Окружающий мир». А пока мы находимся в переходном периоде. Перед учителем встал вопрос: что делать? Где-то закуплены старые учебники, где-то в третьем классе отдельным уроком уже преподаётся история. Что ж, доучите детей за оставшиеся два года перехода к единому курсу. Но где-то начальная школа уже осуществила этот переход. Отсюда ситуация, когда по нашей образовательной области необходимы учебники двух вариантов.

— И учебно-методический комплект «Гармония» имеет оба варианта?

— Да. УМК «Гармония» по курсу «Окружающий мир» оба варианта полностью защищены, т.е. доступны для школы, работающей по единому курсу, и для школы, работающей по-старому. Для создания новых учебников авторам нужно было объединить усилия. И пока работа над ними идёт, издательства продолжают выпускать учебники по старой концепции.

— Чем же отличаются учебники старой концепции от новых?

— Во-первых, содержательной частью, т.к. в новых логично вплетена историческая информация. Во-вторых, изменена модель учебника. Это учебник-тетрадь для 1-4 классов, он выполняет функции и учебника, и рабочей тетради. Я задумала его, как пособие, с которым ребёнку было комфортно работать, а учителю было комфортно учить. Я постаралась объединить разрозненные кусочки учебных пособий в одно, многофункциональное пособие. Учительство восприняло мою идею на ура! В это же пособие включена тетрадь для проверочных работ, есть своя копилка знаний, систематизирующая и обобщающая материал, изученный на уроке — функция проверочных работ. Там же, в учебнике-тетради, есть дневник наблюдений для третьеклассника и контурные карты для четвёртого класса.

— Вы как-то пересматриваете свою модель, вводите в неё что-то новое, в зависимости от того, как она используется на практике?

— Да. Интересный момент, с точки зрения родителя. У нас был чёрно-белый вариант учебника-тетради. Потом мы перешли на цветной вариант. Так одна мама позвонила мне и пожаловалась: у вас появились цветные книжки, это так плохо, мой ребёнок на домашнем обучении, вы бы видели, каким красивым он сделал ваш чёрно-белым учебник! Он раскрашивал страницы, подбирая цвет, развивая моторику. Я прислушалась к этому отзыву, и когда мы стали делать следующий цветной учебник, то какие-то картинки частично закрашивали, какие-то полностью оставляли чёрно-белыми. Учебник-тетрадь старого варианта для 1-2 классов в двух частях, а для 3-4 классов — в четырёх, на каждую четверть своя тетрадь. Я исходила из того, что ребёнку приятно начинать новую тетрадь, где хочется стараться. Специфика рабочих тетрадей такова, что их отработают и выбрасывают. А учебник-тетрадь не надо сдавать в библиотеку, его и выбросить жалко, там содержание есть, есть что потом почитать. Ребёнок может вписать свою фамилию на обложке рядом с фамилией автора, потому что он добавил к авторской теории свою практику. Таким образом, ребёнок становится соавтором учебника-тетради. В конце работы можно даже конкурс провести среди учебников-тетрадей. Я люблю эту модель.

Ещё один момент связан с гигиеной. Учебники должны быть разового пользования. Когда мы похвастались целому миру, что мы делаем бесплатные учебники, мы забыли о том, что многие микробы живут до 300 лет и не теряют своей жизненной силы! А это значит, что через учебники идёт постоянный обмен этими микробами. Поэтому я, как бабушка, имеющая четверых внуков, не приветствую бесплатные учебники особенно для начальных классов. Всё, что им необходимо для школы, я покупаю в магазине, потому что для меня важнее их здоровье.

В этом году мы переделали все учебники УМК «Гармония» под новые санитарно-гигиенические нормы: укрупнили шрифт до 18 пунктов. Кроме этого «косметического ремонта», в учебнике 1-2 классов больше ничего не поменялось. Содержание осталось тем же. В учебнике 3-4 классов изменяется модель. Это связано с конкурсом по созданию учебников нового поколения. По условиям конкурса я не должна была делать учебник-тетрадь, а должна была сделать только учебник. Нужна была книжка в твёрдом переплёте! Я подумала, что в 3-4 классах уже можно обыграть модель перехода — учебник плюс рабочая тетрадь. По санитарно-гигиеническим нормам мы не имеем право выпускать учебники весом больше 300 г, поэтому учебники делятся на две части: для третьего класса две части плюс рабочая тетрадь к каждой части, для четвёртого класса две части плюс рабочая тетрадь к каждой части.

— Как же можно логично вплести историческую информацию в учебник «Окружающий мир»?

— Моя задача — создать целостное представление о нашей родине. Я ушла от разрывания истории на половинки, а пошла другим путём. В третьем классе вообще не вводила историю государства, там было только изменение быта и культуры. И не по векам, какая разница детям, что там было в 13 веке, а что в 15-м! Главное показать, что история меняется. Тогда можно говорить о развитии исторического мышления в третьем классе. Девиз третьего класса был таков: всё изменяется под солнцем. Мы изучаем изменения, которые происходят в природе, в жизни человека. Как органично интегрировать историческое знание на этой базе? Если мы говорим об осени, как о времени года, как о сезоне уборке урожая, я сразу спрашиваю: а какой была осень у наших предков, какие у них были обычаи, осенние праздники? Говорю о временах года, о календаре, о древнем календаре — и тут историческое знание органично подключилось. Например, изучаем воду. А как использовали воду наши предки? Мы пользуемся водой из водопровода, а они как? А в конце я делаю отдельную историческую главу, где уже без естественнонаучных знаний говорится о том, что жизнь менялась не только в течение года, но и столетиями: как раньше учились дети, какой была школьная форма и т.д. В четвёртом классе связка с естествознанием происходит так же. Мы изучаем экосистему, рассматриваем российскую территорию, сколько природных зон мы имеем? А всегда ли такой была Россия, как она образовалась? Разве одна Россия на планете Земля? Есть же много других стран, есть материки, океаны и т.д. Завершили тем, что все мы должны жить в мире и в дружбе.

— По какой модели, на ваш взгляд, лучше учиться?

— Старая модель мне нравится больше, но реалии таковы, что вторая модель тоже должна работать. Идея старого учебника-тетради заключается в том, что дети являются первооткрывателями нового знания. Мне хотелось сохранить этот потенциал и в модели информационных технологий — в простом учебнике. Ребёнок — развивающийся организм, а не сосуд, который нужно наполнить знаниями. Поэтому ребёнок должен учиться, размышляя, а не читая новую информацию. Мы предлагаем ребятам стать исследователями. Скажем, знакомство с водой начинается с задания, а не с новой темы. А потом мы спрашиваем ученика: какие свойства воды ты определил своими органами чувств, какое свойство воды помогает тебе рассмотреть рыбок в аквариуме? Это познавательные задачки. В учебниках более ярко представлен методический приём для введения в краеведение. На первых же страницах мы знакомим ребят с шестью условными знаками:

1) вспомни изученное ранее;
2) наблюдай и исследуй. Это условный знак опытно-экспериментальной деятельности и наблюдения. Это главный метод познания окружающего мира;
3) полезные советы. Их даёт гном-эколог. Они касаются основ безопасности жизнедеятельности;
4) для любознательных;
5) изучай свой край;
6) подготовься к проверке знаний.

Как бы там ни было, а нам надо побуждать ребёнка совершать мыслительные операции, чтобы он умел обрабатывать информацию, которую несёт учитель и окружающий мир. Необходимо помнить о лево- и правополушарных детях, спрашивать с них соответственно их развитию. Кстати, при проверке домашнего задания в таком случае будет происходить взаимообогащение: один подойдёт творчески, другой репродуктивно, третий ещё как-нибудь. Возникнет несколько вариантов решения одного задания. Так мы будем развивать вариативное мышление у наших учеников.

Главная

Модель "Гармония"

Темы 3 класса

Проверь себя!

Изучи и расскажи!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0